Борис Паньков для РБК: Как транспортной компании снизить себестоимость перевозок
20 Декабря 2019
В грузоперевозках высокая конкуренция, а рентабельность компаний не превышает 5%. Попытки привлечь клиентов за счет демпинга без повышения эффективности приводят к краху малых игроков и работе в убыток крупных.
Рынок грузовых перевозок переполнен и сильно фрагментирован. Большинство — 60% транспортных компаний на рынке — это малый бизнес с автопарком до пяти машин. Любой желающий может купить или взять в лизинг фуру и заняться перевозками. Но и малый бизнес, и крупные компании сталкиваются с одинаковыми проблемами: высокая конкуренция и не очень высокая рентабельность бизнеса — не более 5%.
Себестоимость и пробег — ключевые факторы
При оценке эффективности транспортной компании в первую очередь стоит говорить о себестоимости километра пути и о ежемесячном пробеге машины. Себестоимость складывается из многих факторов, самые значимые из них — это расход топлива, износ и ремонт техники. Средняя себестоимость километра пути по рынку составляет 36 руб./км. Снижение этого показателя — ключевой фактор как для повышения эффективности бизнеса, так и для привлечения клиентов за счет более выгодных условий, чем у конкурентов.
В то же время чем большее расстояние каждая машина проезжает в месяц, тем выше прибыль компании. По моим подсчетам, ежемесячное увеличение пробега машины на 1 тыс. км дает увеличение прибыли вплоть до 11,85 тыс. руб. в месяц. На пробег главным образом влияют простои машины по разным причинам (заправки, остановки в дорогах, аварии, ремонты).
Получается, что транспортным компаниям необходимо решить две задачи:
• оптимизировать структуру затрат и «размыть» таким образом постоянные издержки при увеличении пробега;
• оптимизировать переменные издержки: расходы на топливо, фонд оплаты труда (ФОТ) водителей, расходы на ремонт.
• оптимизировать переменные издержки: расходы на топливо, фонд оплаты труда (ФОТ) водителей, расходы на ремонт.
Вот несколько способов того, как можно сократить издержки и увеличить пробег машин с помощью ИT и телематики.
1. Сократить потери времени на АЗС
В любой транспортной компании примерно 46% расходов — это постоянные расходы на офис, ФОТ менеджмента и бэк-офиса, обеспечение операционной деятельности и амортизацию автопарка. При этом транспорт и все сопутствующие расходы относятся к переменным издержкам — это 54%. Треть от переменных расходов любой транспортной компании составляют расходы на топливо.
В автопарках транспортных компаний преобладают автомобили с баком объемом от 350 л. Как правило, заправляют неполный бак — половину или даже четверть. Так компании пытаются предотвратить хищения топлива или денег с топливных карт. Но из-за этого водителям приходится чаще останавливаться на заправках. Остановка на заправке отнимает у водителя до 30 минут, в которые он мог бы ехать. При этом те же полчаса занимала бы заправка до полного бака. Кроме того, из-за частых заправок дополнительно изнашиваются тормозные колодки при съезде и выезде машины с АЗС, а также тратится топливо. Мелочей в бизнесе не бывает, и если вы хотите действительно добиться эффективности, учитывать нужно все.
Если разрешить водителям заправляться до полного бака, то они в два раза реже будут останавливаться на АЗС. Например, средний расход «КамАЗа» — 30 л на 100 км, а средний пробег на рынке — 17 тыс. км в месяц. Получается, в среднем ежемесячно на одной машине бак заправляется на 5,5 тыс. л топлива. До полного бака можно заправиться 15–17 раз в месяц. Если машина заливает бак наполовину, то таких заправок будет уже до 34. Каждая остановка на АЗС занимает примерно 30 минут, 34 остановки — это 17 часов в месяц. Если сократить число заправок в два раза, высвободится 8,5 часа. При средней скорости на маршруте 70 км/ч (без учета остановок) дополнительный пробег каждого автомобиля составит 595 км, а дополнительная выручка — 21, 7 тыс. руб. в месяц с одной машины.
Что нужно сделать
Проблему контроля расхода топлива решит установка датчиков уровня топлива и, если нужно, видеотерминалов.
2. Сократить потери топлива на АЗС
В августе 2019 года мы совместно с Федерацией автовладельцев России провели исследование по АЗС Московской области. Выяснилось, что как минимум на трети АЗС водители из-за недолива топлива переплачивают за топливо до 5%. Для владельцев легковых автомобилей такие потери практически незаметны, но для транспортных компаний эти потери ежегодно выливаются в миллионы рублей.
Средний объем топлива, который заправляет один грузовик, составляет 2,5 тыс. л в месяц, или около 112,5 тыс. руб., 1,35 млн руб. в год при стоимости дизельного топлива 45 руб./л. При небольшом недоливе с одного грузовика можно потерять до 22,5 тыс. руб., а в масштабах автопарка хотя бы в 50 машин — свыше 1 млн руб. в год.
Что нужно сделать
Проблему недолива топлива можно решить с помощью все тех же датчиков контроля расхода топлива, а также с помощью решений, которые позволяют оптимизировать выбор заправок. Правда, не всегда возможно точно измерить объем топлива, которое заправляют на АЗС. На точность показаний влияют свойства топлива, тип сырья, присадки, температура и даже время года. Из-за этого погрешность обычных емкостных датчиков достигает 3%, а в отдельных случаях — от 11 до 30%. Очевидно, будущее за технологией автоподстройки датчиков под различные типы горючего, которая обеспечивала бы точность не менее 99,5%. С помощью такого оборудования бизнес будет получать точную информацию об объемах заправок.
3. Внедрить систему бережливого вождения
Еще больше экономить топливо позволит внедрение системы бережливого вождения. Регулярное превышение скорости приводит к повышенному расходу топлива, а бережливое вождение позволяет снизить его на 8–10%. Однако расход топлива в случае с бережливым вождением далеко не главный параметр, который можно улучшить.
При агрессивной манере вождения и нарушении скоростного режима на 35% возрастает вероятность тяжелых аварий. Это серьезная цифра. Но даже без аварий резкие разгон и торможение, превышение скорости, работа двигателя на повышенных оборотах приводят к увеличению стоимости ремонтов и обслуживания ТС. Ведь от качества вождения зависят не только расход топлива, но и расход резины, колодок, срок службы амортизаторов, трансмиссии и АКПП, двигателя и так далее. В общей сложности влияние этих факторов достигает 3% от годовой валовой прибыли с одной машины (среднее значение по рынку — 7 млн руб. в год). Кроме того, из-за неаккуратной езды водителей транспортной компании приходится чаще обновлять автопарк. Как правило, компании продают старые машины, а их цена прямо зависит от состояния.
Что нужно сделать
С помощью технологий можно контролировать совершенно разные метрики вождения: резкое торможение и разгон, вождение на высокой скорости по бездорожью, превышение скорости и так далее. Контроль дисциплины вождения приводит к более плавному и более безопасному вождению. Помимо прочего, снижается риск как небольших, так и тяжелых аварий с утратой машины и груза.
В цифрах картина нагляднее. Стоимость ремонта составляет 1,23 руб. на 1 км. При бережливом вождении количество ремонтов снижается на 25%. Это приводит к экономии в 30 коп. на 1 км — получается экономия на ремонте 4,3 тыс. руб. в месяц на одну машину. При крупных масштабах бизнеса, например при автопарке, насчитывающем 50 машин, экономия только на этом участке составляет 2,58 млн руб. в год.
Таким образом, при внедрении систем контроля расхода топлива и бережливого вождения возникает эффект домино. Количество заправок снижается, количество ремонтов и их стоимость сокращаются, расходы на топливо уменьшаются. В результате высвобождается дополнительное время для увеличения пробега и вырастает выручка с одной машины. А в конце срока эксплуатации грузовик находится в лучшем состоянии, и его можно продать дороже, чем обычно.
4. Назначать на одну машину двух водителей, работающих посменно
Многие компании предпочитают работать по схеме «одна машина — один водитель». Кажется, что это проще и дешевле. Но это вовсе не так. Если один водитель управляет грузовиком свыше десяти часов, вероятность аварии растет. В реальности водители, желая сделать километраж и больше заработать, часто едут непрерывно 14 и более часов.
При схеме работы с двумя водителями на одной машине, учитывая соблюдение режима труда и отдыха, предельно возможное время вождения двух водителей составляет 16 часов в сутки. Остается еще 8 часов на простои по разным причинам (работа на складе, заправки, остановки в пути и пр.). В итоге пробег увеличивается минимум в два раза, при этом риск аварий снижается.
Что нужно сделать
Необходимо помнить о человеческом факторе. Если грузовиком управляют попеременно два водителя, возникает риск небрежного отношения к «не своей машине». Здесь мы снова возвращаемся к необходимости контроля бережливого вождения. А с помощью видеотерминалов можно в том числе контролировать соблюдение режима труда и отдыха.
Что еще важно знать
Благодаря внедрению технологий компании могут снизить цены на свои услуги без ущерба для прибыли. Увеличение пробега в два раза позволит соразмерно увеличить выручку, и это при том, что цена за услуги будет ниже, чем у конкурентов. Компании могут попробовать с помощью понижения цены увеличить свою долю на рынке либо сосредоточиться на максимизации прибыли, так как увеличение пробега позволит выполнять тот же объем заказов меньшим количеством машин и окупить инвестиции в цифровизацию автопарка за 3–6 месяцев.
Правда, чем крупнее компания, тем более сложные решения ей нужны. Если на базовом уровне достаточно телематического оборудования и базового функционала для мониторинга транспорта, то с ростом бизнеса нужно контролировать и синхронизировать работу персонала: водителя, диспетчера, логиста, механика, начальника колонны. Водитель может работать с телематическим блоком, с набором датчиков и мобильным телефоном с коммуникатором, а офисному персоналу потребуется специальное веб-решение и мобильное приложение, которые могут информировать о разных событиях во время перевозки. Для синхронизации работы сотрудников на рынке есть MES-платформы (Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами). Они отвечают за все бизнес-процессы и анализируют работу компании в режиме реального времени, коммуницируют с людьми и физическими объектами, сравнивая действия персонала, бизнес-процессы и метрики физических объектов.
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5def0a039a7947067678b3d9
https://pro.rbc.ru/news/5def0a039a7947067678b3d9